Психотехнологии управления компанией

Тема 1. Общие закономерности управления организацией.

  • Организация как система взаимосвязанных элементов. Внутренние и внешние задачи организации. Система «функции — средства, обязанности — права, ответственность — власть». Человеческий фактор.
  • Человеческий фактор.«Болезни организации».
  • Современные теории мотивации персонала. Двухфакторная теория Ф.Герцберга. Мотивация и вознаграждение. Проблема договора в мотивации персонала.

Тема 2. Социальная подсистема организации.

  • Хотторнский эффект и эволюция менеджмента. «Доктрина человеческих отношений». Происхождение и природа неформальной подсистемы. Влияние неформальных отношений на функционирование организации. Трудности и выгоды, связанные с неформальнми отношениями. Управление неформальными отношениями.
  • Психологические механизмы ролевого поведения. Виды ролей. Групповые роли, типичные для трудовых коллективов.Феномен лидерства. Природа и функции лидера.

Тема 3. Конструирование неформальной подсистемы.

  • Размер группы. Социально-демографические и психологические характеристики членов группы. Совместимость и сработанность Основные теории совместимости. Подходы к разрешению проблем совместимости в организации.
  • Природа конфликта в организации. Структура, типы и причины конфликта. Управление конфликтной ситуацией. Профилактика и регулирование конфликта. Создание позитивного социально-психологического климата.
  • Формирование группового поведения в организации. Проблема групповой сплоченности. Методы увеличения сплоченности. Ценностно-ориентационное единство группы. Механизмы интеграции группы.

Тема 4. Проблема эффективности групповой деятельности.

  • Межличностное взаимодействие в группе. Феномен социальной фасилитации. Групповой эффект. Феноменология групповых решений. Ролевое поведение участников принятия решения. «Огруппление» мышления. Феномен сдвига риска. Факторы повышения эффективности групповой деятельности.

Тема 5. Регулирование неформальной подсистемы.

  • Конфронтация формальной и неформальной структур. Способы изменения групповых норм. «Хирургическое» вмешательство в функционирование социальной подсистемы. Лидерство и стиль руководства. Основные теории лидерства. Психологические механизмы формирования лидерской позиции.
  • Влияние группового меньшинства. Требования к групповому меньшинству. Формирование команды. Групповое меньшинство как проводник корпоративной культуры. Методы формирование корпоративной культуры.
  • Нововведения в организации. Природа организационных изменений. Управление нововведениями в организации. Меры успешного проведения нововведений. Использование участия работников в управлении для осуществления перемен. Преодоление сопротивления переменам. Организационное развитие.